Студия Йоги Татьяны Нестеренко

Йога в Донецке 20-35 лет
                                                        

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Ирина Мищенко. АРХЕТИПИЧЕСКИЙ СТРАХ ГОЛОДА

АРХЕТИПИЧЕСКИЙ СТРАХ ГОЛОДА

www.obraztela.com


«Любовь и голод миром правят»

Леонид Кацман

Идея написать эту статью начала зарождаться во время наблюдения за реакцией на необходимость голодать или ограничивать привычный пищевой рацион. Испытывая голод физический, человек, как и животное, не может противостоять этому базовому инстинкту. Одако, кроме своей регулятивной физиологической функции, голод может вызывать страх, представлять собой навязчивую фобию и деструктивно влиять на пищевое поведение. Изучая страх людей, которым тяжело допустить даже мысль об ограничении питания, не говоря уже о намеренном голодании, я обнаружила ряд случаев, в которых ни сам человек, ни его близкие в прошлом не страдали от голода. Меня особенно заинтересовала именно персонификация этого страха и то, что он воспринимался как внешнее энергетическое образование в виде «абсолютного зла». Возникал вопрос: почему в ряде случаев человек рассматривает чувство голода за границами себя?

Чувства жажды и голода знакомы нам с первых дней жизни, они привязывают нас к материальному миру, напоминают нам о том, что мы имеем физическое тело и нуждаемся в его воспроизводстве – чтобы жить на Земле. Эмоциональные состояния, иллюстрирующие, что чувствует человек, панически боящийся голода, каковы его ощущения, я увидела в запрещенной цензурой пьесе «Царь-Голод», написанной Леонидом Андреевым в 1908 году:

– Он страшен. Он коварен и лжив. Он зол. Он убивает наших детей. У наших матерей нет молока. Их груди пусты.

– Грозным призраком стоит он у наших жилищ.

– От него некуда уйти. Он над всею землею.

– Тюремщик!

– Убийца!

– Царь Голод! Царь Голод!

И на полвека раньше у Некрасова («Железная дорога»):

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Изучая страх голода, интервьюируя непосредственно людей, этот страх испытывающих, я выделила кроме возможных индивидуальных физиологических, психологических или кармических причин, еще одну группу – страх архетипический. В этом случае корень страха голода, лежит за границами индивидуального бессознательного и носит глубинный, архаический, коллективный характер. Об архетипическом страхе голода можно говорить, когда испытывающий страх одушевляет его, чувствуя неуправляемую силу и мощь этого состояния, ощущая его как отдельно существующую хтоническую сущность. Эта сущность «пробирается внутрь тела и медленно пожирает человека изнутри, подвергая невыносимым пыткам», «предстает в виде ужасающего внешнего Чудовища, которое преследует и мучает», «выступает Стражником, открывающим дорогу Агрессии, Злости, Раздражению и всему клубку темных человеческих проявлений, позволяя им завладеть сущностью человека, в то время, пока Он в теле Хозяин». Люди, которые испытывают архетипический страх голода, говорят не о страхе дискомфортных физиологических состояний, а о страхе встречи с Ним.

Эдуард Мейер, специалист по древней истории, считал, что первоначально человек возвел в божество то, с чем он не в силах был совладать - голод и любовь. Обратившись к архаическим культурам, мы видим, что центральным культом у языческих народов являлся культ плодородия. Объектами, к которым взывала движимая страхом голода архаическая психика, могла быть как сама «сакральная мощь урожая», так и определенные сущности, в которые заключалась эта «мощь». Великая Мать, Деметра, Жива, Сиф, Сиуакоатль, Церера – только некоторые из божеств плодородия, от милости которых зависело удовлетворение потребности в пище древнего человека. Мотивированный голодом он создавал множество ритуалов для сакрализации и воспроизведения таинства растительной жизни. Страх голода стал важнейшим эволюционным двигателем в развитии народов, в некоторых культурах он персонифицировался в отдельную сущность, представляя собой олицетворение хтонического начала:

Фамес - в римской мифологии богиня-олицетворение голода.

Паупертата - в римской мифологии богиня голода и бедности. Отождествлялась с Пенией (греческая богиня бедности).

Лимес (Лима) – греческая богиня, олицетворявшая голод и голодную смерть, дочь Эриды — богини раздора.

Эрра – древнешумерский бог голода и болезней («Эпос о Гильгамеше»).

Эфон (Этон, Αἴθων «Жгучий») — в древнегреческой мифологии персонификация голода. Согласно описанию Овидия, богиня голода жила на Кавказе. Имя Эфон, по Ферекиду, носил также орёл, рожденный Тифоном и Эхидной, который пожирал печень Прометея.

Гарпии – в древнегреческой мифологии дочери морских богов Электры и Тавманта, крылатые существа в женском облике, мучимые непроходящим чувством голода. В поисках пищи они покидали гнезда и нападали на близлежащие поселения. Страшные, зловонные полуптицы-полуженщины олицетворяли приближающуюся беду, они оставляли за собой опустошение, так как от рождения они были наказаны вечным голодом. В ранней греческой мифологии существовали персонажи, отождествляемые со злобными гарпиями. Такие как Прозерпина из ада, земная Диана и небесная Луна, составляющие трехликую богиню Гекату. Постоянное неутолимое чувство голода испытывает также трикстер в фольклоре разных народов.

Древнегреческий миф о царе Эрисихтоне кроме того, что содержит архетип Богини Голода является ценным мифологическим сюжетом формирования распространенной пищевой патологии - булимии (от др.греч. βοῦς — "бык" и др.греч. λῑμός — "голод", во́лчий го́лод, кинорекси́я — расстройство приема пищи, характеризующееся резким усилением аппетита, наступающим обычно в виде приступа с чувством мучительного голода, общей слабостью, болями в подложечной области. Как правило, сопровождается очистительным поведением) :

«Надменен и нечестив был Эрисихтон, никогда не чтил он богов жертвами. В своей нечестивости он осмелился дерзко оскорбить великую богиню Деметру. Он решил срубить в священной роще Деметры столетний дуб, бывший жилищем дриады, любимицы самой Деметры. Ничто не остановило Эрисихтона.

- Хотя бы это была не любимица Деметры, а сама богиня, - воскликнул нечестивец, - все же срублю я этот дуб!

Эрисихтон вырвал из рук слуги топор и глубоко вонзил его в дерево. Тяжкий стон раздался внутри дуба, и хлынула кровь из его коры. Пораженные стояли перед дубом слуги царя. Один из них осмелился остановить его, но разгневанный Эрисихтон убил слугу, воскликнув:

- Вот тебе награда за твою покорность богам!

Эрисихтон срубил столетний дуб. С шумом, подобным стону, упал дуб на землю, и умерла жившая в нем дриада. Надев темные одежды, дриады священной рощи пришли к богине Деметре и молили ее покарать Эрисихтона, убившего их дорогую подругу. Разгневалась Деметра. Она послала за Богиней Голода. Посланная ею дриада быстро помчалась на колеснице Деметры, запряженной крылатыми змеями, в Скифию, к горам Кавказа, и там нашла на бесплодной горе Богиню Голода, с впалыми глазами, бледную, с растрепанными волосами, с грубой кожей, обтягивавшей одни кости. Посланная передала волю Деметры Богине Голода, и та повиновалась велению Деметры.

Явилась Богиня Голода в дом Эрисихтона и вдохнула ему неутолимый голод, сжигавший все его внутренности. Чем больше ел Эрисихтон, тем сильнее становились муки голода. Все свое состояние истратил он на всевозможные яства, которые только сильнее будили в Эрисихтоне неутолимый, мучительный голод. Наконец, ничего не осталось у Эрисихтона - лишь одна дочь. Чтобы добыть денег и насытиться, он продал свою дочь в рабство. Но дочь его получила от бога Посейдона дар принимать любой образ и каждый раз освобождалась от покупавших ее, то под видом птицы, то коня, то коровы. Много раз продавал свою дочь Эрисихтон, но мало ему было денег, которые выручал он от этой продажи. Голод мучил его все сильнее и сильнее, все нестерпимее становились его страдания. Наконец, Эрисихтон стал рвать зубами свое тело и погиб в ужасных мучениях».

Четыре всадника Апокалипсиса — четыре персонажа из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Всадников именуют Завоеватель (Антихрист), Война, Голод и Смерть. Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Четыре коня Апокалипсиса составляют эсхатологический мотив конца света, появляясь строго друг за другом. Голод, третий всадник, скачет на черном коне и несет в руке весы, которыми страждущим будет отмеряться пшеница во время голода.

Интересна функция Голода в христианстве в качестве Ротвейлера Бога - осуществлять кару небесную, устрашать и служить колючей проволокой под высоким напряжением, ограничивающим человеческие проявления, попадающие в категорию «грешных»:

«Настоящий голод происходит не от естественных причин, земных или воздушных, а от грехов наших, прогневляющих Бога. Господь сколько милосерд к нам, столько же и правосуден. В руках Божиих голод служит орудием наказания и вместе побуждения к раскаянию во грехах. И те, кои теперь не испытывают голода, не должны считать себя безгрешными в сравнении с страждущими». (Донские епархиальные ведомости. 1891. № 19. С. 818 — 819, 820).

Церковь рассматривает тяжёлое голодное время, как лучшее для покаяния, очищения и исцеления душ людских. Страждущий человек в христианстве приоритетнее, так как «бедствие, нужда, горе размягчают душу человека. И поэтому, в годину бедствия народа время сотворити Господеви! Время насаждать! Время исцелять! Время внушать народу лучшие намерения!». (Саратовские епархиальные ведомости. 1891. № 20. С. 884 — 890.)

Кроме религиозного влияния, не менее значительным источником формирования архетипического страха голода для массового сознания является коллективная память о голодных периодах в истории. До XIXв. массовый голод был распространенным явлением, связанным с неурожаем. В средние века на каждые 8-10 лет выпадал один голодный год с высокой смертностью. В историю вошли тяжелые периоды голода в 1030-1032г.г. во Франции, 1280-1282г.г. в Богемии. Голод 1125г. уменьшил население Германии вдвое. Спутниками голода были болезни, мор, грабежи, убийства и самоубийства, дело доходило до открытого пожирания детей родителями - 1505г. в Венгрии. Обычной и даже узаконенной мерой было изгнание бедных за городскую черту, где они обрекались на голодную смерть, во Франции эта мера практиковалась еще в XVIIв. В 1772г. в Саксонии 150тыс.человек умерли от недостатка хлеба. Еще в 1817г. и в 1847г. голод свирепствовал во многих местностях Германии. Голодомор 1933г. на Украине унес 145тыс.человек.

Таким образом, неоднократно переживая периоды массового голода, под влиянием мифов, в результате религиозного устрашения в коллективной психике прорисовывается устойчивая Хтоническая фигура Голода. Архетипический страх голода становится неотъемлемой частью коллективного бессознательного и влияет как на массовое сознание в целом, так и на индивидуальное сознание в частности. Как эффективный рычаг управления используют архетипический страх голода политтехнологи. Мне показалось интересным Социологическое исследование, проведенное SOCIOLAB, на тему «Страхи избирателей региона». Опрос проводился среди взрослого населения (Луганск), выборочная совокупность составила 1200 человек, в январе 2004 и 2009 года:



Если учесть, что страхи возможной безработицы и роста цен у среднестатистического жителя обусловлены страхом нехватки средств к существованию и, соответственно, боязнью не суметь прокормить себя и свою семью, становится понятным, что масштабы страха голода в массовом сознании достаточно велики.

Так как архетипические паттерны являются моделями инстинктивного поведения, то архетипический страх голода в массовом и индивидуальном сознании обуславливается доминирующей потребностью в выживании человека. «При возникновении ситуации соответствующей данному архетипу, он активизируется и появляется побуждение, которое, как и инстинктивное влечение, прокладывает себе путь вопреки всем доводам и воле, либо приводит к неврозу»( Карл Густав Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов»). Данное понимание природы явления архетипического страха голода отражает то, насколько велика сила воздействия этого состояния на психику человека, а также объясняет тот факт, почему, описывая страх голода, человек может воспринимать его как внешнюю персонификацию - коллективное бессознательное не связано с личным опытом человека.



Мищенко Ирина.
Категория: Разное | Добавил: Nester (07.09.2010)
Просмотров: 1909 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<!--begin of donetsk.3dn.ru module--> <a href="http://donetsk.3dn.ru/"><span style='color:#004080;font-size:8.0pt;text-decoration:none'><b><div align="center">МЕГАДОСКА БЕСПЛАТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ г. ДОНЕЦКА</div></a> <!--end of donetsk.3dn.ru module-->